вторник, 19 января 2010 г.

Проект 365. Тексту быть!

Почему-то те, кто только начинает заниматься скрапбукингом, крайне редко используют в своих работах текст и обычно сосредотачивают свое внимание на украшательстве. Возможно, это происходит потому, что с текстом работать непросто, а может быть у них всего лишь создается впечатление, что текст здесь совсем не важен, а иногда даже излишен. Понятно, что без текстовой части в скрапбукинге вполне можно обойтись, но все же я продолжаю настаивать на том, что он очень важен. Присутствие заголовка и/или поясняющего текста, как правило, добавляет работе глубины и выразительности, а так же, несомненно, исторической ценности. И хотя составление поясняющих надписей к фотографиям может быть самой сложной и наименее творческой частью работы над вашей скрап-страничкой, с течением времени именно текст станет для вас наиболее ценной ее составляющей. Гораздо более ценной, чем ее дизайнерская часть. Помните те времена, когда фотографии делались на пленочный фотоаппарат, потом печатались и хранились в толстых альбомах? Как часто вам хотелось перевернуть фотокарточку, чтобы узнать, когда был сделан этот снимок? Мне это хотелось сделать всегда, кроме случаев, когда я точно знала время снимка. Каково же было разочарование, когда никаких пометок на обороте я не обнаруживала. Если вам знакомо это чувство, подумайте о том, чтобы где-то на вашей страничке дата была обязательно. Я бы назвала дату самым главным текстовым элементом любой странички, кроме тех случаев, когда вы делаете что-то художественно-галерейное, например, в стиле фэнтази.

В Проекте 365 дата, так или иначе, указывается для всех фотографий. Если вы сфокусировались на фотографической части проекта, то заголовока с указанием месяца, номера недели будет вам вполне достаточно. В этом случае неплохо было бы указать конкретное число для каждой фотографии в отдельности, сделав на ней или рядом сней соответствующую надпись или «приклеить» ярлычок.
Если вы не хотите на этом останавливаться и все же испытываете трудности с написанием поясняющего текста, возьмите себе за правило делать заметки о происходящих событиях каждый день или раз в пару дней. Эмоции и впечатления так мимолетны, что уже совсем скоро красочный рассказ, который сам собою написался у вас в голове, потеряет свои краски.
Вот вам несколько советов, которые могут пригодиться в этом нелегком деле:
• Начните с фотографий. Если у вас их несколько за день, расположите их в хронологическом порядке. Наверняка рассказ сложится сам собой. И неважно, что фотография в проект войдет только одна, зато у вас будет история всего дня. Просто не забудьте упомянуть о том, что изображено на заглавном снимке.
• Не обязательно расписывать все детально и подробно. Вы можете ограничиться просто заголовками. В этом случае уместно будет упомянуть факты. Простое «Кто + Где» всегда будет уместно. Даже если вам кажется, что вы и так запомните, что это на фото ваш муж, в вашей же ванной, подумайте о других людях, которые будут смотреть альбом. Для них эти вещи могут быть совсем не очевидны. К тому же память подруга обманчивая. Не стоит слишком на нее полагаться. Особенно это станет актуальным, когда вы будете перелистывать этот альбом лет эдак двадцать спустя.
• Заголовки не всегда должны быть такими формальными. Придумайте что-то веселое. Надеюсь, что с чувством юмора у вас все в порядке. Используйте цитаты, устойчивые фразы, крылатые выражения, строчки из песен. Под фотографией, на которой изображено рукопожатие, вполне можно написать: «Очень приятно, царь», а под портретом снеговика – что-то типа: «А ты такой холодный, как айсберг в океане», - и т.п.
• Если вы не хотите ограничиваться заголовком, но все еще не знаете, что написать, посмотрите внимательно на фотографию. Подумайте о том, какие ассоциации она у вас вызывает. Например, что может быть банальнее блинов? Вот моя фотография, сделанная в последний день второй недели. Можно, разумеется, просто написать, что на ужин в тот день были блины. А можно пойти дальше и выписать список ассоциаций. Глядя на эту фотографию, например, я могу вспомнить о том, что я так и не научилась печь блины у мамы и мне приходилось учиться самой, вылавливая рецепты из интернета, уже будучи замужем. А еще о том, что черника укрепляет зрение, что мы начинали делать упражнения для укрепления глаз и о том, как из этого ничего не вышло. Или о том, как мы долго перебирали разные бренды, пока не нашли самую вкусную сметану, вкус которой был бы похож на русскую. Видите, что это уже не просто блины, сметана и черника – это крупицы нашей истории. Я все это привожу просто в качестве примера. Понятно, что не обязательно копать в такие дебри иначе вам и разворота не хватит, но такой подход поможет вам, когда нужно заполнить чем-то пустое пространство.
• Чтобы расширить ваше описание за рамки сухих фактов, задайте себе вопросы об этом фото. Спросите себя, что вы не знаете о нем или что бы вы хотели узнать, если бы не были автором этого снимка.
• Обратитесь к истории. Вот, например, на фото ваш ребенок, вытворяющий какую-нибудь шкоду. Вполне эту мысль можно развить, плавно переводя рассказ в «А я в ее возрасте…». Или сегодня выпал первый снег – «А в прошлом году…»
• Превратите свой проект в терапию. Хотя Харуки Мураками утверждает, что писательство не освобождает душу, все же оно, несомненно, разгружет голову. Пишите о своих чувствах, мыслях, мечтах и даже тревогах. Прописывая собственные чувства, мы начинаем лучше их понимать и как результат лучше понимать других людей. Кроме того, наш внутренний мир не менее важен, чем внешний. Думаю, что через пару лет вам будет гораздо интереснее почитать не о том, что произошло в вашей жизни, а о том, что происходило в вашей душе. Я почти уверена, что если подойти к тексту в проекте, да и вообще в скрапбукинге, именно под таким углом, проблема «что писать» отпадет сама собой и появится другая – «не хватает места».
• Жизнь – это череда уроков. Совершили ли мы при этом ошибку или одержали победу – не важно. Важно, сделали ли мы из этого выводы. Не просто описывайте события – проанализируйте их. Это ваш драгоценный опыт, и если он кому-то может быть полезен, поделитесь им.
• Еще одна околопсихологическая методика, которую можно использовать в проекте – целеполагание. После анализа так и напрашивается синтез. Сделав выводы из происходящего, поставьте перед собой соответствующие задачи и запишите их. Возможно, они реализуются уже походу проекта, кто знает. Тогда вам точно будет, о чем написать. В любом случае цель, прошедшая первую фазу материализации, т.е. та, что была записана на бумаге, имеет больше шансов воплотиться, чем та, что продолжает пылиться у вас в голове.
В любом случае самое главное – пишите. Тренируйте свои писательские мышцы. Тогда в конце проекта у вас, скорее всего, уже не возникнет проблемы дефицита слов.

Другие статьи по Проекту 365 читайте форуме Школы скрапбукига.

1 комментарий: